Выставка «Два конкурса. Образ А. С. Пушкина в монументальном искусстве»
24 марта – 22 мая
Зелёный зал, Литературная экспозиция «А. С. Пушкин. Жизнь и творчество»
Впервые в этом выставочном пространстве уникальные предметы из коллекции скульптуры и графики раскрывают параллельно развивающиеся темы двух конкурсов на создание моделей памятников А. С. Пушкину в Москве и Петербурге. Таким образом организованная экспозиция позволяет выявить сходства и различия в судьбах авторов и судьбах созданных ими монументов.
Московский памятник сооружался по всенародной подписке, на собираемые народом деньги. В трех конкурсах, которые проводил комитет по строительству памятника, принимали участие лучшие скульпторы того времени: Н. Пименов, П. Забелло, И. Шредер, М. Антокольский. До этого в истории русской монументальной скульптуры еще не было такого количества конкурсов и конкурентов. Победу одержал молодой скульптор А. Опекушин, уже имевший опыт участия в создании сложных многофигурных композиций – памятников «Тысячелетие России» в Великом Новгороде и Екатерине II в Петербурге. Работая над моделями памятника Пушкину, он выполнил множество зарисовок фигуры поэта. Некоторые из них вошли в большие графические альбомы, один из которых впервые за долгое время экспонируется на выставке. Здесь же единым комплексом представлены конкурсные модели, редкие фотографии А. Опекушина, портрет М. Антокольского с его автографом.
После открытия монумента, которое состоялось 6 июня 1880 года, небывалая волна почитания Пушкина всколыхнула Россию. В Петербурге заговорили о сооружении памятника поэту. Среди обсуждавшихся идей о месте его установки неожиданно стало лидировать предложение домовладельцев Новой (Компанейской) улицы, недавно переименованной в Пушкинскую, которые хотели «украсить небольшой сквер в центре улицы статуей Пушкина». Предлагалось использовать одну из моделей А. М. Опекушина, участвовавших в московском конкурсе. 7 августа 1884 года газеты сообщали, что «столица украсилась еще одним памятником великому русскому человеку», «толпы народа в течение целого дня направлялись в Пушкинскую улицу для осмотра вновь открытого памятника». Гипсовую модель этого монумента можно увидеть на выставке.
История сооружения памятника в Петербурге вышла на новый виток в середине 1930-х годов в связи с предстоящим столетием со дня смерти поэта. Было принято постановление правительства, начались общественные обсуждения. О том, каким должен быть памятник высказался пушкинист Юрий Тынянов: «…Пушкин и в скульптуре должен остаться для потомства тем, чем он был на самом деле, - человеком этого города, думающим о его прошлом и будущем. И второе, не менее важное, соображение: нельзя изображать Пушкина неподвижным и застывшим».
В череде торжественных мероприятий Биржевая площадь была переименована в Пушкинскую и объявлена «лучшим местом для сооружения памятника». 10 февраля 1937 года состоялась его торжественная закладка. До войны прошли два конкурсных тура, в которых участвовали известные советские мастера: С. Меркуров, Б. Королев, В. Лишев, В. Синайский, В. Козлов, И. Шадр, Г. Мотовилов. Работа по созданию памятника была поручена одному из известнейших московских скульпторов Ивану Шадру. Гипсовую модель, признанную тогда самым удачным вариантом памятника, и редко экспонирующуюся в музее, сегодня можно увидеть на выставке.
Однако выбранное место – исторический ансамбль Стрелки Васильевского острова – совершенно не подходило для возведения пушкинского монумента. Уже в 1940 году городским руководством была определена Михайловская площадь (ныне площадь Искусств), но работу над памятником прервала смерть скульптора, а вскоре началась Великая Отечественная война.
В 1946 году вопрос о сооружении памятника Пушкину зазвучал с новой силой. Новое поколение скульпторов приняло участие в творческом соревновании, состоявшем из трех конкурсных туров. В 1949 году модели, выполненные В. Боголюбовым, Н. Гавриловым, А. Грубе, В. Лишевым, М. Манизером, Л. Муравиным, Н. Томским, были представлены в Русском музее для обсуждения. Об атмосфере конкурса и творческих работах скульпторов дают представление фотографии тех лет.
После горячих дебатов стало очевидно, что «ни один из этих памятников не может быть поставлен без следующего конкурса», который объявлялся открытым. В течение двух следующих месяцев скульпторы дорабатывали свои модели, с энтузиазмом включились в борьбу и новые конкурсанты. За это короткое время были созданы многие художественные произведения, одним из которых стал проект памятника работы молодого скульптора Михаила Аникушина, признанный всеми «наибольшей удачей». Таким образом, как писали газеты, «в труднейшем творческом марафоне определился лидер, которым стал 32-летний ленинградский скульптор, добывший нелегкую победу своим талантом, смелостью вступить в состязание с признанными авторитетами, настойчивостью и упорнейшим трудом». О поиске наиболее удачного ракурса и пластического выражения пушкинского образа говорят многочисленные рисунки мастера, гипсовые эскизы моделей, представленные на выставке. Памятник открылся в 1957 году, а кажется, будто он стоял здесь всегда, - столь неотъемлем он от архитектурного ансамбля площади Искусств.
Открытие выставки, созданной на материалах Всероссийского музея А. С. Пушкина, состоялось в юбилейный для А. М. Опекушина год - 185-лет со дня рождения и 100 лет со дня смерти.
Посещение выставки — по входному билету в музей.